la_gatta_ciara: (Default)
[personal profile] la_gatta_ciara

Продолжаю рассказывать о кокошнике.
Во-первых, меня поправила [livejournal.com profile] il_ducess  , а она большой знаток в этих вещах и ее мнению можно доверять, что "первая тиара-кокошник, которая очень похожа на тиару-франж, появилась у Марии Федоровны, а потом такую же себе сделала Александра. Притом до сих пор есть версии, что это Мария Федоровна сестре её подарила".

А теперь немного еще о кокошниках и тиарах.




Мария Федоровна в кокошнике кисти Маковского

Интересно, что в русских тиарах драгоценные камни часто крепились на винтах, чтобы можно было их вынуть и вставить в другое ювелирное изделие, или заменить, скажем, бриллиантовые подвески на жемчужные. По настроению.



Москвитин Ф. Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны 1897

Например, изумруды из кокошника Елизаветы Федоровны вставлялись в эту бриллиантовую тиару - кокошник.

Во время революции великой княгине Марии Павловне-младшей удалось бежать в Румынию. Там она продала тиару сербскому королю Александру, впоследствии ставшем королем Югославии Александром I, который, в свою очередь, подарил ее своей невесте румынской принцессе Марии (Mignon), в качестве свадебного подарка.



Вот еще фото нескольких тиар в стиле «кокошник»




Cartier, Kokoshnik-style tiara,1908




От Картье




От Faberge «blacktiara Queen Marie of Roumania»


После революции многие русские аристократки взяли с собой в изгнание маскарадные кокошники и платья в русском стиле. Во-первых, на память об утерянной родине, во-вторых, часто кокошники были расшиты драгоценными камнями, которые можно было со временем продать.



Ольга Греческая и Датская


В Европе уже с начала ХХ века была мода на все русское, в том числе на балы «а ля русс», а после революции костюмированные балы в поддержку русской иммиграции стали особенно популярными.



Вот отсюда и пошла мода на кокошник, как головной убор.













На этом фото 1924 года мы видим графиню Надежду Михайловну де Торби, в замужестве маркизу Милфорд-Хейвен (на фото слева) в тиаре – кокошнике с рубинами.



А это тот самый кокошник крупным планом.


Теперь и тиары, и кокошники носили по последней моде – низко надвинутыми на лоб.  





Ходили в 20-е годы в головных уборах типа "кокошник" не только королевы и принцессы, а все поголовно. Например, Пуаре, посетивший Россию в начале века, увлекся «русской темой» и сделал немалое количество одежды с элементами русского традиционного костюма.  



Кокошник от Пуаре


Не равнодушна к этому головному убору была Ланвен, сделавшая целую «русскую коллекцию».



Жанна Ланвен с манекенщицей в своей студии.




Кокошник от Ланвен.


Кокошники носили все. Вот только несколько фото звезд Голливуда в этом головном уборе.



Глория Свенсон



Наташа Рамбова







   


  Да и сегодня в фильмах на тему 1920-х можно увидеть, например, негритянку в кокошнике 



кадр из фильма "Чикаго"

  Кокошник стал одним из самых популярных свадебных головных уборов 1920-х.  









Нет драгоценной тиары в стиле «кокошник»? Не беда, можно сделать головной убор из кружева, флердоранжа или хрусталя.







В этом стиле - "голливудская дива 30-х годов в кокошнике" - сделали фотосессию с участием Ренаты Литвиновой для фирмы "Зарина"  



Ну и такие кокошники - прически предложил Карл Лагерфельд в своей коллекции.



Date: 2010-12-18 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] lyzina.livejournal.com
прекрасна подборка, как всегда, спасибо!
ох, ну лагерфельд постарался. действительно круто

Date: 2010-12-19 03:33 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
На подиуме мне не понравились - слишком в лоб. А на Наоми Кембелл - наоборот, смотрится круто :-)

Date: 2010-12-18 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] albaredia.livejournal.com
Спасибо за интереснейший рассказ! Прочитала с большим удовольствием обе части.

Кстати, насчет кокошника мне не ясен один момент. Я всегда считала, что это чисто русский головной убор. Однако почему мы видим его на голове английской королевы Елизаветы I, жившей аж в 16-м веке? Вы ничего не можете нам об этом рассказать?

Image

Date: 2010-12-19 03:21 am (UTC)
From: [identity profile] tuksa.livejournal.com
да, было бы очень интересно узнать! присоединяюсь к просьбе :-)

Date: 2010-12-19 03:31 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Спасибо! Рада, что понравилось :-)
На изображенной даме - головной убор "арселе" или "френч худ". И он, да, формой напоминает кокошник, но это не кокошник))) Он по-другому носится. История долгая,полностью - как-нибудь потом расскажу)))

Date: 2010-12-19 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/matilda_/
Грубо говоря, френч-худ плоско лежит на прическе, в отличие от стоящего кокошника. В общем, это принципиально разные вещи.

Date: 2010-12-19 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
а почему Вы решили, что это кокошник? Это обычный европейский головной убор. Кстати, я бы не стала определять происхождение королевских тиар от кокошника. Скорее это от древней Греции. Нет?

Date: 2010-12-18 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] schrotmueller.livejournal.com
Очень интересно!
Тут же вспомнилась Гурченко в "Старых клячах". Вот какая у неё там шляпа, по-моему, тоже в тему:
http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/1164/foto/15664/

Date: 2010-12-19 03:34 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Да-да, у нее тоже вариация кокошника))) Спасибо за фото :-)

Date: 2010-12-19 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/matilda_/
Не, очередной раз понимаю, что не люблю двадцатые годы: изуродовать такую вещь вульгарным ношением на лбу... Бр-р-р!

Date: 2010-12-19 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] bizzze.livejournal.com
Спасибо большое за такую работу!!! Очень красиво и познавательно!!
Вам бы книжки писать))) Я б обязательно купила парочку для себя и для друзей)
Image (http://mammamiu.com/vote/?ljuser=bizzze)

Date: 2010-12-20 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Спасибо, мне приятно :-)

Date: 2010-12-19 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] josee-ash.livejournal.com
Спасибо большое-пребольшое :)

Date: 2010-12-20 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Пожалуйста - пожалуйста :-)))

Date: 2010-12-19 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] agent-elv.livejournal.com
Спасибо, я в восторге!

Date: 2010-12-20 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Я рада, что Вам понравилось :-) Тема больно уж приятная )))

Date: 2010-12-19 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] cicerone2007.livejournal.com
Среди комментов нашла неприятие 20-х годов. А мне, наоборот, кокошник 20-х годов кажется гораздо более интересным, чем в начале века. Там был маскарад, а в 20-е годы - трансформация. Ваши посты расшевеливают во женское начало. Сразу же думаешь, а какую бы тряпочку или штучку хотелось примерить)))

Date: 2010-12-20 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Я-то очень люблю 1920-е, кокошники - диадемы на лбу в том числе))) Меня хлебом не корми, дай написать что-нибудь о моде тех лет))) А Матильда, да, не любит 20-е. На вкус и цвет...

А вот по поводу примерить - жалко, что у нас в Москве, так мало возможностей куда-то пойти, одевшись в платья ушедшей эпохи. На американских сайтах постоянно вижу всякие вечеринки в стиле 20-х, в винтажных платьях-обуви, и так все аутентично... Прям, завидую. Сама бы сходила бы куда-нибудь на что-нибудь подобное...

Спасибо за комментарий :-)

Date: 2011-04-09 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kutxxa.livejournal.com
В Москве как раз постоянно проводятся различные костюмированные танцевальные балы по разным эпохам. Я сама не участвую, но информация о таких мероприятиях то и дело появляется.
Ну и русские народные танцевальные вечорки и вовсе явление частое :)

Date: 2010-12-19 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Спасибо большое.
Низко на лоб - мне не очень. Но тиары - красивые, красивые, глаз не отвести.

Date: 2010-12-20 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Ну, о вкусах не спорят :-) Мне-то очень нравятся на лбу))) Тиары, действительно, красивые, ничего не скажешь...

Date: 2010-12-19 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] serenada1.livejournal.com
Кажется на 8-й фотке крайняя справа - Ольга Палей (которая без кокошника)?
Да, как тиара он всё-таки смотрится органичнее, мне так кажется. Из фоток 20-х гг. понравились только Ольга Греческая и Датская и Мария Румянская (на 16-й фотке) - всё-таки она шикарная, и однозначно самая стильная из всех принцесс-королев века 19-го, 20-го да нынешнего.

Date: 2010-12-20 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Вроде, Палей))) Давно скачивала, но помню, что была статья о Палей среди всех этих кокошников и диадем :-)
Мне очень нравится именно стилизованный кокошник в 20-е, как на негритянке из "Чикаго" - такой небольшой, красивый, из расшитого кружева на прическу - ондуляцию :-)
Мария Румынская, действительно, настоящая королева - осанка, взгляд, ну и красавица)))

Date: 2011-06-17 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
Да там справа Палей.
А ниже она вторая справа на свадьбе дочери с сыном Ксении, которая слева стоит без диадемы:)

Date: 2010-12-19 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
http://de.academic.ru/pictures/dewiki/67/Circe_Gumery_cour_Carree_Louvre.jpg

http://us.123rf.com/400wm/400/400/f4f/f4f0806/f4f080600156/3208469-skulptur-athene-antiken-griechischen-mythologie-die-g-ttin-der-weisheit-und-fairen-krieg.jpg
http://www.kinderzeitmaschine.de/uploads/tx_sgkzm/skulptur_archaische_zeit.jpg
тоже кокошники. Правда первая -это Charles Gumery , но он несомненно был в России и вдохновился. Вот про греков, не знаю. Не скажу. Но Русский кокошник-это определяющая константа для развития всех головных уборов всех времен и народов.

Date: 2010-12-20 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Спасибо, шикарные ссылки!
Когда готовила лекцию по Древнему Риму, то удивлялась - у матрон кокошник на кокошнике! Иной раз из кос, что тоже смотрится роскошно! Добавляет стати. Но, к сожалению, я не этнограф и не историк моды, не могу проследить влияние от Древнего Рима до России :-( И ничего такого в материалах мне не попадалось, хотя самой интересно)))

Date: 2010-12-20 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Простите, что сыронизировала. Но это никак не кокошники и не имеют к ним никакого отношения. Также, как и европейские царские короны. Они происходят от римских цезарей, а те в свою очередь от греков. Но к России это все не имеет ни малейшего отношения. Вы очень хорошо подбираете материал, но такая ошибка ведет к распространению ложных стереотипов среди и так не очень компетентных масс. Происхождение же модного головного убора 20-х относится к повторению моды ампир, что в свою очередь относится к тем же грекам. Опять к русским кокошникам не имеет никакого отношения. Простите еще раз.

Date: 2010-12-20 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
И еще. На европейских модельеров оказали сильное влияние балетные сезоны Дягилева. В частности костюмы Бакста, т.е. некое опосредованное восприятие, через образ созданный художником, а вовсе не от влияния этнографии.

Date: 2010-12-20 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
"Происхождение же модного головного убора 20-х относится к повторению моды ампир, что в свою очередь относится к тем же грекам. Опять к русским кокошникам не имеет никакого отношения". Не понимаю этой фразы совсем. Что Вы имеете в виду? Кто это сказал? Наташа Рамбова в платье "ампир" на фото? Пуаре и Ланвен делали на самом деле тоже ампирные коллекции? Пуаре ездил в Россию и с Ламановой напокупал кучу русской народной одежды. У Бакста я русского что-то не сильно припоминаю, он больше по Востоку. Русскую тему там больше Головин, Бенуа да Гончарова развивали. Ну еще Рерих.
Чем я веду " к распространению ложных стереотипов среди и так не очень компетентных масс"? Тем, что сказала Вам, что у матроны кокошник? Разумеется, я тоже пошутила. Но про 20-е я с Вами в корне не согласна.
Надеюсь, мой тон не показался Вам резким:-) Просто недоумеваю...

Date: 2010-12-20 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
нет, нет. Все нормально. Просто история костюма имеет свои некоторые тенденции развития. Как история искусств. Если во времена Возрождения пытались возродить культ человека, обращаясь к древней Греции, беря её за эталон. То точно так же, упрощение моды в 20-х обращалось к моде ампира.Как к простым формам платья.Или к Греции, ища в ней свободного человека Туники Айседоры Дункан.
О Баксте оговорилась. Действительно, Головин.
Ну не стоял русский костюм у истоков мирового развития. Поймите это! И не обижайтесь на меня. Мы ведь все равно друг другу ничего не докажем. Давайте закончим этот бесплодный разговор. Мои комменты можете удалить.

Date: 2010-12-21 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Ну что Вы, я не обижаюсь :-) Для того и существуют комменты, чтобы обмениваться мнениями (я так считаю). И у Вас вполне может быть своя точка мнения отличная от моей. Хотя в общем смысле, я согласна с Вами, что "не стоял русский костюм у истоков мирового развития", как, например, и японский:-) И мода 20-х по лаконичности и структуре продолжает этап: античность - ампир. Тут Вы тоже правы. А про нюансы не будем, тут мы уже с Вами расходимся во взглядах. Но комменты удалять не собираюсь)))

Date: 2010-12-19 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] anka-monchik.livejournal.com
А еще ведь кокошник - это архетипический образ. Он присутствует в костюме множества народов. Да и я в детстве не играла в невесту и принцессу без него. Кокошник- это какая-то особенная тема для девушек и девочек, как мечта о семейном счастье, о принце на белом коне! )

Date: 2010-12-20 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Вспомнился старый мультик "Аленький цветочек", помню, тоже смотрела на Настеньку в детстве с восторгом - какие красивые у нее сарафаны - кокошники. Жаль сегодня никто их не пытается у нас как-то деликатно осовременнить, вплести в масмедийные дела - через мультики, фильмы, модные фотосессии и прочее. Существует, бедняга, только на уровне фольклорных коллективов и снегурочек...

Date: 2010-12-20 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] anka-monchik.livejournal.com
ну а как же диадемы всяких мисс? Они как-то напоминают...Нет?

Date: 2010-12-20 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Ох, не знаю, что Вам и сказать... Я тут в комментах уже пошутила по поводу головных уборов в Древнем Риме и меня просто отчитали за непрофессионализм. Поэтому скажу: короны мисс немного напоминают кокошник, но у последнего более развернутая форма (не знаю, правильное ли я слово подобрала) :-)

Date: 2010-12-19 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] galina-mirskaya.livejournal.com
Боже мой, какое великолепие!!! Разглядывая фотографии, поймала себя на мысли, что как же необыкновенно тиары, кокошник и его вариации вписываются в роскошь 20-х годов: вот где чувственность, женственность, стильность. И что интересно, у каждого свой характер. Никогда об этом даже и не думала! А оказывается... вот это да! Открытием стал "кокошник" от Пуаре, - на мой взгляд, очень современен и прекрасно бы вписался во многие образы! А Ланвин?! Сколько нежности и задумчивости в этом головном уборе! Кокошник в свадебном наряде... сразу захотела стать невестой!!! Почему я не актриса и художник по костюмам одновременно?!!! Вот бы я отрывалась по полной!!!
Иришенька, спасибо!!! много много раз!!!

Date: 2010-12-20 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Тебе, Галечка, спасибо! Такие проникновенные комменты пишешь - приятно читать!
Увы, живем в такие времена, когда в России большая масса людей русское презирает. А вот если бы мы пытались привить ЛЮБОВЬ к русской культуре с детства! Больше бы рассказывали - показывали, как наш костюм красив и как его с удовольствием трансформировали в разные годы на Западе, мне кажется, все было бы по-другому. Должна быть ГОРДОСТЬ за нашу традиционную культуру, а не "во саду ли, в огороде". Делали бы прекрасные мультики в славянском стиле, придумали бы национальную игрушку и т.д. и т.п.
А 20-е. Ты знаешь, я люблю это "революционное" для моды время. И кокошники в том числе :-)

Date: 2010-12-20 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] m-smaragd.livejournal.com
Эх... Эти чб фото... мммммм)))

Спасибо, очень интересно. Многие "чепчики" стали более понятны. Наконец-то нашла ответ на один из детских вопросов ;)

И как тут не вспомнить это!
Image

Date: 2010-12-20 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Мне самой очень нравятся фото 1920-х :-) Рада, что и Вам понравились)))

Date: 2010-12-21 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] popova-art.livejournal.com
Спасибо за прекрасный и своевременный пост.
По поводу комментариев murskij.
То, что русское было сильно в моде все 20-е годы, несомненно. И об этом свидетельствуют помещенные изображения (Ланвин, Наташа Рамбова и пр.), на которых мы видим интерпретации именно русских кокошников, а не варианты римских тиар. Параллельно мода на кокошники оживляет и интерес к римским тиарам. И отделить одно от другого невозможно.
Murskij, усомнившись в правомерности 2-3-х картинок, ставит под сомнение всю работу. Это, по крайней мере, некорректно.
А этот глас: «Ну не стоял русский костюм у истоков мирового развития. Поймите это!»
Автор поста этого и не утверждал, murskij просто невнимательно прочитала текст, а скорее всего – сама придумала этот тезис, чтобы эффектно прокричать свою фразу.
La gatta ciara – это один из немногих авторов русского ЖЖ, кто так самоотверженно, с душой, ярко, с тонким вкусом (нам бы всем поучиться этому) пишет на такие интересные темы.
Ещё раз спасибо за пост. Ведь, действительно, русская традиция предоставляет столько возможностей для творческого прочтения!
20-е годы демонстрируют один из блестящих вариантов этого прочтения. И это вдохновляет!

Date: 2010-12-24 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] diviola.livejournal.com
Очень красивый материал, спасибо! Меня, как приверженицы декоративно-прикладного искусства в разных видах, очень впечатлила работа ювелиров, потрясающе! Получила истинное удовольствие.

Date: 2011-01-01 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] chaussss.livejournal.com
Люблю всевозможные головные уборы, хотя кокошники не вызывают особо нежных чувств. Наверное, из-за своей избыточности 8) Вот 20-е -- это да, это уже ближе. Сейчас в моде так называемые bib-украшения, вот такое (http://zapp.ru/show_item.php?id=5741105), например, можно попробовать пристроить на голову. В общем, вдохновили Вы меня ;)

А еще, пройдя по одной из ссылок, вышла на чудесную подборку о русском костюме (http://www.liveinternet.ru/users/kykolnik/rubric/1634482/). Прочитала запоем!

Date: 2011-01-16 01:28 am (UTC)
From: [identity profile] rocksandshells.livejournal.com
Опять хочу кокошник. :) Сейчас в магазинах много всяких ободков-шарфиков на голову, стилизованных под 20-ые, расшитых всякими камнями и стразами.

Date: 2011-01-16 01:30 am (UTC)
From: [identity profile] rocksandshells.livejournal.com
Спасибо за такую статью! Очень интересно читать и рассматривать.

Date: 2011-01-16 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Пожалуйста! Я считаю, что нашим русским влиянием на мировую моду нужно гордиться)) И самим не забывать о своих корнях!

Date: 2011-01-21 12:35 am (UTC)
From: [identity profile] hohotunchik2010.livejournal.com
Есть доля правды

Date: 2011-01-21 12:35 am (UTC)
From: [identity profile] hohotunchik2010.livejournal.com
Отличная статья. Краткость явно Ваша сестра ;)

Date: 2011-01-21 12:36 am (UTC)
From: [identity profile] hohotunchik2010.livejournal.com
Рад что сюда заглянул

Date: 2012-09-23 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] peaciinq.livejournal.com
В этом что-то есть. Большое спасибо за информацию. Вы оказались правы. Подробнее... (http://hecexob.wallst.ru/)

профиль

la_gatta_ciara: (Default)
la_gatta_ciara

August 2015

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
161718 19202122
23242526272829
3031     

популярное

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 26th, 2025 09:04 am
Powered by Dreamwidth Studios