la_gatta_ciara: (Default)
la_gatta_ciara ([personal profile] la_gatta_ciara) wrote2011-04-16 08:34 am

МУЖСКАЯ МОДА НАЧАЛА ХХ ВЕКА: СЪЕМНЫЙ ВОРОТНИЧОК. БУЛАВКА ДЛЯ ВОРОТНИКА.

После прошлого поста о костюмах к "Подпольной империи" осталась какая-то недоговоренность. Хотела вам рассказать о чудесных цветных сорочках со съемными белыми воротничками и булавках Наки Томпсона, но в результате борьбы с ЖЖ, не стала. Сейчас хочу-таки восполнить этот пробел.



Считается, что съемный воротник придумала в 1827 году в Нью-Йорке домохозяйка Ханна Монтегю, которая замучилась приводить в порядок сорочки мужа. В итоге, она отпорола воротник от рубашки, постирала и пришила обратно. 




В начале века даже джинсовые, рабочие рубашки имели съемный воротник.

Супруг был настолько доволен результатом, что хвастался всем парням в округе и скоро все жены этого района подхватили новое изобретение. Первоначально съемные воротники были сделаны вручную и шились из хлопка или льна.



В чем удобство съемных воротничков, думаю, всем понятно. Во-первых, можно часто стирать и крахмалить воротник, который и изнашивается быстрее.





Во-вторых, можно было к одной сорочке купить воротники разных форм, чем создавалась иллюзия обилия рубашек в гардеробе джентльмена.




К 1897 году было уже налажено массовое производство воротничков -  двадцать пять изготовителей производили в общей сложности восемь миллионов дюжин воротников в год.



 На самом деле, делать эти воротники было не сложно - нужны были только ткани, нитки и ножницы.



Льняные воротники предлагались разных стилей и стали символом положения в обществе растущего класса конторских служащих (их так и прозвали "белые воротнички").



К рубежу веков почти  каждый человек в Америке имел крахмальный съемный воротничок. Самыми популярными были: отложной на стойке (со сгибом),







воротник - стойка,







отложной, похожий на современный.






 и фрачный (стойка с отвернутыми уголками).






Такие воротнички должны были быть жесткими. Однажды меня спросили, а было ли в мужской моде что-то очень неудобное для ношения. Так вот, это жесткие, съемные воротнички.




 Как современной женщине сегодня тяжело целый день ходить, затянутой в корсет, так и современному мужчине будет невыносимо в сорочке с жестким воротником. На что уж Джуд Лоу - денди, и тот говорил, что эти воротнички подобны бритве и старался сделать все возможное, чтобы на съемках фильма "Шерлок Холмс" надеть рубашку без такого воротника.







Кадры из фильма "Шерлок Холмс"

 Вернемся к воротникам начала ХХ века. Сначала их крахмалили. Чаще с помощью гуммиарабика (твёрдая прозрачная масса, выделяемая различными видами акаций) - природного клея. Это делало воротники из хлопка и льна жесткими, как железо, и давало красивый блеск, как у пластика или целлулоида.




  Но гладить их надо было специальными машинами, чтобы сохранилась выгнутая форма. И их отдавали, соответственно,  в чистку в специальные цеха.



Был период, когда в продажу поступили дешевые бумажные воротники.



бумажный воротничок


Но  они были не очень удобными и гибкими. И вот в 1870 году решили производить воротнички из целлулоида. Они были не дорогими, носились в пять раз дольше, чем бумажные воротники, легко чистились.



целлулоидный воротничок

  

реклама целлулоидных воротничков




реклама целлулоидных воротничков: джентльмен в китайской прачечной.

Были еще воротники - "Linene" - в них наклеивали (ламинировали) хлопок на тонкий, но жесткий картон.







Хранили такие воротники в специальных коробках, чтобы сохранить форму.






Пристегивались они к рубашкам с помощью специальных пуговок-запонок.






Но и это не все. Для пристегивания воротника к сорочке пользовались специальными крючками, иначе было трудно воткнуть маленькую пуговку в жесткий, плотный воротник.





 

складной крючок

Съемные воротнички носили не только с белыми рубашками, но и с популярными цветными.






Кадры из фильма "Подпольная империя"

 Это были однотонные сорочки или в полоску.



Цветные сорочки, как и рубашки в полоску, появились лишь в конце 19 века, как более дешевая и практичная альтернатива белым.





Самые популярные цвета в мужских полосатых и гладкокрашенных рубашках в 1900 годах были светло-синий и темно-синий, красный, гелиотропный зеленый цвет (сине-фиолетовый), розовый и оливковый цвета.



 Цветные рекламы в журнале "Мужская одежда" и других журналах того времени изображают рубашки персиково, черного, сиреневого цветов и их комбинации с белым и черным цветом в полосатом варианте.



Такие рубашки - воротники многим хорошо известны по рисункам художника Лейендекера, делавшего рекламу для фирмы - производителя рубашек и воротничков "Arrow collar".




Со временем, воротники стали мягче и мужчины озаботились решением проблемы - как сделать так, чтобы уголки не торчали, а узел галстука был бы хорошо виден.






Наки Томпсон в сериале "Подпольная империя"
 
Так на свет появилась булавка для галстука.

Булавка бывает от трех до пяти сантиметров в длину и трех видов:
Булавка - штанга, на концы которой навинчиваются фиксирующие шарики.





Вустер из сериала ВВС "Дживс и Вустер" носит такую булавку.

 Она предназначена для сорочек со специально сделанными отверстиями в концах воротника.



Еще одна заколка, похожая на английскую булавку, протыкающая концы воротника. Да, сорочка была при этом слегка истрепана, поскольку специальных дырочек в воротнике для такой булавки не предусматривалось.






Булавка - клипса, с зажимами на обоих концах.





так она выглядит






а так она носится




Наки Томпсон в сериале "Подпольная империя"

Галстучную булавку нужно подбирать непосредственно к воротничку - размеры щели для галстука индивидуальны, соответственно - и размер булавки тоже. Должны быть видны только наружные ее концы, а та планка, что идет под галстуком - незаметна.
И еще. Не рекомендуют носить булавки тучным мужчинам с двойным подбородком. Так что, эта красота не для всех.

Такая мужская мода: жесткий воротник, заколотый на булавку, застегнутые на все пуговицы пиджак и жилет, создавали образ собранного, делового мужчины.

И, кстати, булавки - не пережиток прошлого - дизайнеры и сегодня предлагают современным денди носить булавки для галстука. И сами подают пример.

66eme Festival de Venise (Mostra)

дизайнер Том Форд




Ссылки.

http://www.abcneckties.com/blog/2010/08/20/tie-accessory-the-collar-pin/


http://www.realmenrealstyle.com/pinned-collar-dress-shirt/

http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post98447406/

http://magazines.russ.ru/inostran/2003/6/van.html#_ftnref8

http://www.ushist.com/victorian_shirts_detachable-collars.shtml

http://www.urbanmuseumcollaborative.org/field/detachablecollar.shtml

http://en.wikipedia.org/wiki/Dress_shirt

[identity profile] m-smaragd.livejournal.com 2011-04-17 11:40 am (UTC)(link)
Про корсеты и воротнички - истинная правда))) Спасибо, как всегда интересно.
Но, с другой стороны, хотя бы спины держали и не расплывались мешками по креслам. А аккуратный и подтянутый мужчина - это же какая красота. какая приятность-то!

[identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com 2011-04-17 12:13 pm (UTC)(link)
Полностью согласна! Вот взять моего деда - он всегда сидел с прямой спиной и нога на ногу))). Для меня было дикостью, что мужчина может развалиться в кресле (или на скамейке в поезде метро) широко расставив колени.
Но приятно, что в сообществе по костюму на мой пост откликнулись мужчины, которые носят булавки, некоторые - даже воротнички, и говорят о том же, о чем мы с Вами - о невозможности быть наглым хамом, когда ты так одет :-)

[identity profile] m-smaragd.livejournal.com 2011-04-17 01:52 pm (UTC)(link)
Да если бы только мужчины "криво" сидели... Я обычно с прямой спиной сижу. И меня периодически спрашивают, все ли у меня в порядке и не болит ли чего:(

[identity profile] cicter.livejournal.com 2011-04-17 12:10 pm (UTC)(link)
Спасибо!
Очень интересно!
Обращала внимание на эту деталь костюма, но конечно не имела представления о том как все было устроено.

[identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com 2011-04-17 12:24 pm (UTC)(link)
Пожалуйста! Да, забавная и интересная деталь - воротничок. Самой было интересно искать информацию :-)

[identity profile] celluloidcollar.livejournal.com 2011-04-17 12:29 pm (UTC)(link)
Спасибо Вам большое за столь интересный пост, уважаемая la_gatta_ciara!

Я являюсь большим поклонником мужской моды 1900-х, 1910-х и 20-х годов, и в первую очередь как раз-таки пристяжных воротничков.

С моей точки зрения, данная деталь мужского туалета, несмотря на то, что про неё совсем забыли, отнюдь не устарела, и смотрится в наши дни не менее элегантно, чем сто лет назад.

Я сам с удовольствием ношу пристяжные воротнички (иногда закалывая их булавкой-клипсой) как элемент как повседневного, так и вечернего костюма. Крахмальные и целлулоидовые воротнички, правда, не очень удобны, но мягкие воротнички и воротнички средней жёсткости (так называемые semi-starched) носятся прекрасно и не менее удобны, чем обычные современные пришивные воротнички.

Что касается процесса пристёгивания воротничка запонками к рубашке, о котором шла речь здесь в комментариях, то я лично вполне обхожусь пальцами, не прибегая к специальным крючкам, фотографии которых приведены вами в посте (я до сего момента и не знал, что такие крючки были - видимо, и в те времена ими пользовались крайне редко, ибо ни в одном фильме начала века я не видел, чтобы герои пристёгивали воротнички чем-либо кроме собственных пальцев).
Если Вам или кому-нибудь из присутствующих это интересно, могу рассказать, как это проще всего делается.

Ещё раз большое Вам спасибо за столь интересный и познавательный пост.
Буду Вам очень признателен, если Вы подскажете мне, где в Москве можно приобрести воротнички (у меня есть несколько винтажных и современных, сшитых на заказ по моим эскизам), но мне хотелось бы разнообразить свою коллекцию. Так что если Вы, или кто-нибудь из присутствующих, можете подсказать мне, где можно добыть пристяжные воротнички, я буду крайне признателен.

Также, пользуясь случаем, хотел бы пригласить всех желающих на кинопоказы клуба "Выдержанное кино" в кафе "Сквот".

Каждый понедельник в 20-00 я демонстрирую там редкие старые фильмы из моей коллекции, предваряя показ небольшой исторической справкой о времени, когда был снят фильм, о его создателях и их судьбах, а также вживую осуществляю перевод фильма.

Вход на мои кинопоказы бесплатный, меню в кафе - недорогое.
Кафе «Сквот» находится по адресу:
станция метро «Кузнецкий мост», ул. Рождественка, д. 12/1
(угол Рождественки и Варсонофьевского переулка).

http://www.squatcafe.ru/afisha/

Кинопоказы проводятся каждый понедельник в 8 вечера.

Завтра, 18 апреля, я буду показывать криминальную комедию "Чикаго" (1927 год).
Помимо превосходной режиссуры и ярких персонажей фильм интересен ещё и тем, что является первой киноинтерпретацией одноименной пьесы,
сюжет которой лёг в основу широко известного мюзикла «Чикаго» (2002 год)
с Ричардом Гиром, Кэтрин Зетой-Джонс и Рене Зельвеггер в главных ролях.

Буду рад видеть на своих кинопоказах всех интересующихся классическим кинематографом!

С уважением,

Жорж Сергеев.

[identity profile] celluloidcollar.livejournal.com 2011-04-17 12:31 pm (UTC)(link)
Спасибо Вам большое за столь интересный пост, уважаемая la_gatta_ciara!

Я являюсь большим поклонником мужской моды 1900-х, 1910-х и 20-х годов, и в первую очередь как раз-таки пристяжных воротничков.

С моей точки зрения, данная деталь мужского туалета, несмотря на то, что про неё совсем забыли, отнюдь не устарела, и смотрится в наши дни не менее элегантно, чем сто лет назад.

Я сам с удовольствием ношу пристяжные воротнички (иногда закалывая их булавкой-клипсой) как элемент как повседневного, так и вечернего костюма. Крахмальные и целлулоидовые воротнички, правда, не очень удобны, но мягкие воротнички и воротнички средней жёсткости (так называемые semi-starched) носятся прекрасно и не менее удобны, чем обычные современные пришивные воротнички.

Что касается процесса пристёгивания воротничка запонками к рубашке, о котором шла речь здесь в комментариях, то я лично вполне обхожусь пальцами, не прибегая к специальным крючкам, фотографии которых приведены вами в посте (я до сего момента и не знал, что такие крючки были - видимо, и в те времена ими пользовались крайне редко, ибо ни в одном фильме начала века я не видел, чтобы герои пристёгивали воротнички чем-либо кроме собственных пальцев).
Если Вам или кому-нибудь из присутствующих это интересно, могу рассказать, как это проще всего делается.

Ещё раз большое Вам спасибо за столь интересный и познавательный пост.
Буду Вам очень признателен, если Вы подскажете мне, где в Москве можно приобрести воротнички (у меня есть несколько винтажных и современных, сшитых на заказ по моим эскизам), но мне хотелось бы разнообразить свою коллекцию. Так что если Вы, или кто-нибудь из присутствующих, можете подсказать мне, где можно добыть пристяжные воротнички, я буду крайне признателен.

Также, пользуясь случаем, хотел бы пригласить всех желающих на кинопоказы клуба "Выдержанное кино" в кафе "Сквот".

Каждый понедельник в 20-00 я демонстрирую там редкие старые фильмы из моей коллекции, предваряя показ небольшой исторической справкой о времени, когда был снят фильм, о его создателях и их судьбах, а также вживую осуществляю перевод фильма.

Вход на мои кинопоказы бесплатный, меню в кафе - недорогое.
Кафе «Сквот» находится по адресу:
станция метро «Кузнецкий мост», ул. Рождественка, д. 12/1
(угол Рождественки и Варсонофьевского переулка).

Кинопоказы проводятся каждый понедельник в 8 вечера.

Завтра, 18 апреля, я буду показывать криминальную комедию "Чикаго" (1927 год).
Помимо превосходной режиссуры и ярких персонажей фильм интересен ещё и тем, что является первой киноинтерпретацией одноименной пьесы,
сюжет которой лёг в основу широко известного мюзикла «Чикаго» (2002 год)
с Ричардом Гиром, Кэтрин Зетой-Джонс и Рене Зельвеггер в главных ролях.

Буду рад видеть на своих кинопоказах всех интересующихся классическим кинематографом!

С уважением,

Жорж Сергеев.

[identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com 2011-04-17 12:40 pm (UTC)(link)
Спасибо, очень интересно!
Про крючок для пуговок - через 4 слоя толстого накрахмаленного воротника протащить пуговку запонки очень тяжело, тут крючок (или шпилька) очень выручают))
По поводу объявлений - тоже очень заманчиво! Спасибо! :-)

[identity profile] celluloidcollar.livejournal.com 2011-04-18 09:19 am (UTC)(link)
Мой способ немного другой - сначала я вдеваю запонки в стойку рубашки - она, как правило, не накрахмалена, за исключением стойки фрачной рубашки - так что вдеть их туда и застегнуть стойку на переднюю запонку большого труда не составляет. Далее я пристёгиваю воротничок на заднюю запонку. Затем - правую переднюю петлю воротничка пристёгиваю на переднюю запонку, после этого - левую петлю.
Таким образом, запонку не приходится протаскивать через четыре слоя ткани, и, кроме того, не приходится мучиться, совмещая четыре петли, потому что при данном методе пристёгивание происходит постепенно.

А Вы не знаете случайно, где в Москве можно приобрести воротнички?) Как я уже писал выше, мне хотелось бы добавить в свой гардероб ещё несколько штук, но я нигде не могу их найти, кроме как у одного торговца антиквариатом, у которого было-то всего три штуки, так я все и купил. А хочется ещё))

[identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com 2011-04-18 04:15 pm (UTC)(link)
Спасибо, что поделились информацией, может, еще пригодится, хотя я зарекалась снимать костюмные фильмы :-)
Где продаются воротнички - честно, не знаю. Я брала на съемки такие воротнички на складах Киностудии им. Горького, там было много. Еще, знаю покупали целулоидные в каком-то магазине, но было это так давно, что не найти телефон. Можно попробовать заказать в театральных ателье или купить на винтажных сайтах - я в посте, кстати, дала ссылку на очень хороший зарубежный сайт. А это ссылка на лучшее в Москве театральное ателье, позвоните, спросите: шьют - не шьют, может, подскажут что: http://www.art-party.msk.ru/

[identity profile] celluloidcollar.livejournal.com 2011-04-18 09:02 pm (UTC)(link)
Спасибо Вам большое за ответ и ценную ссылку!

Попробую спросить в этом ателье, да и на киностудию Горького попробую сунуться - вдруг продадут из своих запасов несколько штук ))

Приходите на мои кинопоказы, буду очень рад!) В следующий понедельник буду показывать фильм "Спиди" (1928) с Гарольдом Ллойдом.

[identity profile] zabava-gorgan.livejournal.com 2011-04-17 01:06 pm (UTC)(link)
Каждый ваш пост, это такой огромный ликбез для меня :) человека очень далекого от моды и костюмов. Выросля в джинсах и футболках об остальном даже как-то не задумывалась.
Очень интересно. Спасибо :)

[identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com 2011-04-17 01:25 pm (UTC)(link)
Пожалуйста))) Я рада, что Вам интересно то, о чем я пишу :-)

[identity profile] yulgal.livejournal.com 2011-04-17 04:47 pm (UTC)(link)
С ума сойти!:)

[identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com 2011-04-17 04:51 pm (UTC)(link)
:-)))

[identity profile] ota-elena.livejournal.com 2011-04-18 03:20 am (UTC)(link)
Это шикарно! Просто восхитительный пост!
Такие нюансы и так подробно написано. Спасибо большое!
А у нас в России носили такие воротники и булавки?

[identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com 2011-04-18 04:51 am (UTC)(link)
Спасибо - спасибо! :-)
Конечно, в России носили такие воротники и булавки, отчего же нет? Съемные жесткие воротнички пришлись на самое начало ХХ века, а в то время Россия была одной из самых сильных европейских держав. Булавки, хотя и позже появились, но в то время у нас был НЭП и богатая публика одевалась вполне буржуазно. Это потом уже все стало грустно и безлико...

[identity profile] klukva-84.livejournal.com 2011-04-18 05:53 am (UTC)(link)
Ирина, спасибо огромное за интереснейший и информативнейший пост! Обожаю читать по вроде бы незначительные вещи, которые в итогге задают тон всему образу. И про мужскую моду очень люблю читат:)

[identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com 2011-04-18 04:03 pm (UTC)(link)
Я рада)) Сама люблю мужскую моду, тем более, в ней много всего интересного :-)

[identity profile] chubchubus.livejournal.com 2011-04-19 02:05 pm (UTC)(link)
Спасибо большое! Ваши рассказы всегда так интересны и позновательны. Поражаюсь, какую вы проделываете работу, чтоб донести до читателя информацию.

[identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com 2011-04-19 02:17 pm (UTC)(link)
Спасибо - спасибо! Знаете, если бы мне это давалось с большим трудом - я бы этого не делала))) Еще когда у меня не было ЖЖ, я изводила друзей рассказами, которые начинались словами: "Я тут прочитала, оказывается...". Вот они меня и уговорили зарегистрировать ЖЖ. Так что, есть теперь куда выплеснуть знания :-)

[identity profile] diviola.livejournal.com 2011-04-20 05:32 pm (UTC)(link)
ОЧЕНЬ интересный пост, у меня наконец все в голове сложилось относительно целлулоидных воротничков:) Мне раньше казалось, что они вроде как из кинопленки и я все думала, как же их носили-то? А тут оказалось, что и тканевые воротнички были не для слабонервных. Но, все равно, очень красиво, когда и воротничок, и галстук, и булавка, столько в этом достоинства.
А про мужскую моду согласна - она однозначно интересней женской! Прям завидно иногда.

[identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com 2011-04-20 05:47 pm (UTC)(link)
Спасибо, дорогая! На самом деле, я два дня думала, а надо ли об этом выкладывать пост? Для меня-то это - мелочь, малоинтересная деталь. Но многим оказалось интересно. Я рада)) Когда мне в первый раз в руки попали крахмальные воротнички, я подумала, что это кусок картона. Очень уж они были на них похожи. Так что, и мужчины когда-то страдали от неудобств))

Page 2 of 2