la_gatta_ciara: (манекен)
[personal profile] la_gatta_ciara
Сегодняшний мой пост посвящен памяти художника по костюмам Натальи Борисовны Полях, которая ушла из жизни 2 года назад 25 ноября 2008 года.



 
Я уже писала о ней в одном из своих первых постов – получилось слишком эмоционально, что понятно – ведь именно Наталья Борисовна «привела» меня в кино. У нее я училась, ею я восхищалась.
Познакомились мы с Наташей на съемках сериала «Графиня де Монсоро», где моя подруга работала ее ассистентом.



 

В тот момент они снимали в павильонах Мосфильма, где были выстроены декорации улиц Парижа и интерьеров дворца, замков, таверен и разных других помещений, в которых происходило действие фильма.
 



 

В фильме участвовало большое количество массовки, которая изображала публику на балах, придворных, прохожих на улице, а костюмы были достаточно сложными (кринолины, подъюбники, фрезы, буфы и пр.), поэтому для таких сцен требовались дополнительные помощники одевать актеров массовых сцен.

 

 




Вот с этой целью я и пришла на съемки. Наталья Борисовна сразу поразила меня своей феноменальной работоспособностью.

 


Ведь параллельно с «Графиней де Монсоро» снималась в соседнем павильоне «Королева Марго». И там и там – огромное количество персонажей, одетых по моде XVI века.



 

 
Более того, все персонажи - королевские и придворные особы, каждая со своим реальным историческим прототипом и яркой индивидуальностью, которую нужно было подчеркнуть костюмом.

 

Генрих III в исполнении Е. Дворжецкого



Винного цвета бархат «подсказывает» нам агрессивно-кровожадную, подлую сущность герцога Анжуйского (актер К. Казаков).

Надо сказать, что тогда интернета не было, и всю информацию Наташа собирала в Театральной библиотеке, просиживая там сутками. В результате, она досконально изучила эту эпоху.

Но, кроме точного воссоздания моды той поры, нужно было подчеркнуть характер персонажей. Так, например, костюмом надо было противопоставить миньонов двора Генриха III и свиту герцога Анжуйского. Изнеженность и богемность миньонов подчеркивались с помощью большого количества декоративных деталей и фактур: бантов, кружева, парчи, различных украшений, яркой гаммы их костюмов.


  Эти молодые люди шокировали двор своими веселыми и дерзкими проделками, шумными застольями и амурными похождениями. Поговаривали, что король состоит с ними в противоестественной связи.
Юные фавориты короля Генриха III изобретали новые костюмы, отличающиеся вычурнустью пропорций, форм и силуэта. Король и сам обожал переодеваться в женскую одежду, что привело в мужскую моду новый вид брюк, похожих на женские калесоны (Калесоны – это женские брюки для верховой езды, которые носили в Италии женщины под платьем).



К тому же, придворные короля позаимствовали у женщин головной убор ток (toque), благодаря чему костюм приобрел весьма женственный вид.


шляпа - ток


Карикатура на миньонов, высмеивающая женственность их нарядов и причесок.

Мужественность персонажей свиты герцога Наталья Борисовна подчеркнула локальностью цвета и фактуры костюмов.


Соответственно и образ главного героя графа де Бюсси (в исполнении мало тогда кому известного актера А. Домогарова) был решен в красивой, сдержанной гамме с минимумом декоративных деталей. В его случае, сознательно отказались даже от плоеного воротничка.


Портрет настоящего де Бюсси, который в жизни был личностью с сомнительной моралью.


Зато обратите внимание, воротнички героев часто имеют модную в 16 веке вышивку Blackwork  !



 
Образцы вышивки Blackwork 16 век.

Такую вышивку черными нитками по белому холсту часто называли "Spanish work" из-за того, что мода на нее пришла вместе с испанской инфантой Екатериной Арагонской - первой женой английского короля Генриха VIII. Такой вышивкой украшали нижнее белье, сорочки, рукава, воротники.



Вышивка Blackwork по вороту на портрете 1520 - е гг.


Героиня же, Диана де Меридор, имела в своем гардеробе платья светлой, пастельной гаммы, которая должна была подчеркнуть ее молодость, неискушенность, нежность, хрупкость и романтический характер.



При этом, платья у нее сшиты по последней моде.Например, в то время у женщин было популярно закрывать декольте тонкой тканью рубашки, надеваемой под платье. Горловина заканчивалась стойкой, по которой шла рюшка, а позже - плоеный воротник «фреза», который ввела в моду Катарина Медичи.





Еще один интересный и запоминающийся персонаж этого фильма – шут Шико в исполнении актера А. Горбунова. Как многие остальные герои известного романа Дюма, это был тоже реальный персонаж, дворянин по происхождению. Как пишет Википедия: «Он был известен своей жизненной силой и способностью схватывать вещи на лету, а также как великолепный писатель-сатирик. Он был единственный придворный шут в своё время, который участвовал в военной и политической жизни и который носил шпагу. Он пользовался репутацией прекрасного фехтовальщика и солдата». Разумеется, такой персонаж не должен был носить шутовской костюм с бубенчиками, он одет скромно, просто, соответственно своему характеру и уму.



Конечно, помимо этих главных героев, в фильме еще было большое количество других, второстепенных персонажей и большая массовка, в том числе, военная. Всех их надо было одеть в соответствии с драматургией сцены и согласно их образу.


А представьте себе, что тогда в магазинах небыло красивых тканей, отделки. Приходилось многое выдумывать, изобретать. Покупались различные тесемки и кружева, которые перекрашивались в нужные цвета, фактурили ткани. Уже на съемках, часто приходилось прямо на съемочной площадке превращать один костюм в другой – меняли рукава и отделку, благо мода того времени это позволяла.


Но в итоге, получился отличный костюмный сериал, последний хорошо и правильно одетый. Сегодня продюсерам жалко тратить много денег на костюмы, декорации и реквизит, оттого и получаются убогие «Бедные Насти» в капроновых кружевах. Наталья Борисовна никогда не умела халтурить, заставить ее ввести в костюм чуждый, современный элемент было невозможно. Она была из поколения настоящих Художников, не признающих фальши и работающих с полной отдачей. Потому и сгорают такие люди быстро… Но хочется, чтобы о них знали и не забывали.

Старый пост про Наталью Борисовну и ее фильмографию можно почитать здесь

Date: 2010-11-25 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] galina-mirskaya.livejournal.com
Ирина, спасибо за такой пост. В нем тебе удалось показать ту колоссальную работу, которую делает художник по костюмам в Настоящем кино. Подготовительная работа - это только вершина айсберга, съемочный процесс - это "гонки" на выживаемость... А Наталья Борисовна, и в правду, была необыкновенно чудесным и талантливым человеком. Вечная память и низкий поклон.

Date: 2010-11-25 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Спасибо, Галечка! Не представляю, как ей это удавалось во времена тотального дефицита всего, даже информации. Ну а вышивать воротнички для героев способна была только Наталья Борисовна :-) Кто сейчас будет возиться с такими деталями?...

Date: 2012-01-22 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] olenalis.livejournal.com
как раз наоборот, можно же на машинке программу задать и вышить блакворк себе любой сложности, я прямо загорелась, дочке вышью чего нибудь!

Date: 2012-01-22 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Я про масштабы кино. Тем более, там нужно было, чтобы один воротничок не был похож на другой...

Date: 2012-01-22 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] olenalis.livejournal.com
я поняла, :) просто если делать отделку все равно на кастюмах, для фактурности, то чего бы не вышить? не руки то делают? по крайней мере с экрана не видно - ручная или машинная вышивка. на поток все равно не поставить, костюмы то все разные, да?

Date: 2012-01-22 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Если можно что-то не вышить, т.е. не потратить на это дополнительное время, а главное - деньги (ибо мы сдаем продюсерам предварительную смету, которую они, как правило, несчадно режут), то велик соблазн этого не делать. Наверняка, эта вышивальщица живет где-то, куда надо кому-то ездить, проверять. А это время. Мне, боюсь, Вам не рассказать, какой сложный подготовительный процесс в кино. Особенно у костюмного. А отделку на платья обычно делают так: настрачивают тесьму или кружево. И это много проще, чем вышивать. Мы не в Голливуде, у нас другие сметы, сроки и масштабы.

Date: 2012-01-22 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] olenalis.livejournal.com
чего то я думала, один человек делает и вышивку и декор.

Date: 2010-11-25 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] galina-mirskaya.livejournal.com
Я помню, как она на "Дюймовочке" диадему для главной героини делала!!! И самое главное, ни какой спешки, суеты в ее действиях не было, все спокойно и размеренно... и это когда на площадке страсти бушевали. Все-таки как мир меняется: от количества информации, в которой теперь можно "захлебнуться", от богатства выбора материала, которое, как в любимом кино "погубит", и до безразличия почти всех участников процесса съемок к тому, что происходит на площадке... Очень мало стало по-настоящему увлеченных и без остатка отдающихся своему делу людей. Или я ошибаюсь? Хочется верить, что ошибаюсь.

Date: 2010-11-26 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Думаю, конечно, есть еще увлеченные художники, в том числе и в кино. А вот продюсеров, меценатов - не вижу вообще. И, кстати, не только у нас. Любимому моему Гиллеаму и то не на что снимать свои чудесные, сказочные фильмы - он не дает кассы :-(

Date: 2010-11-25 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] vera-vasilevna.livejournal.com
И я хочу сказать Вам спасибо!вы напомнили мне один их самых любимых мною сериалов...И это правда один из последних "правильно одетых",и помню когда вышел он на ТВ,я подумала:"Боже,где они взяли в наше время все эти ткани,и вообще,удивительно,как на все на ЭТО нашлись деньги?!"Я сама работаю в швейном производстве и знаю,что значило тогда сотворить ТАКИЕ костюмы!!!Браво и спасибо Наталье Борисовне Полях!!!

Date: 2010-11-26 02:44 am (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Спасибо Вам за комментарий!
Да, работа была проведена фантастическая. Художники ездили по фабрикам, подбирая ткани, красили их в специальных цехах. Тогда только стали появляться красивые турецкие портьерные ткани. Плюс запасы чешской бижутерии самой Натальи Борисовны)))И всё это пошить - померить, учитывая капризы и вкусы наших звезд. Сшить еще к костюму перчатки, обувь, заказать шляпы - голова кругом! Когда сравнивают наше кинопроизводство с зарубежным мне смешно: у них костюмерный цех на таком проекте 30 человек, у нас же - человек 6, ну максимум, 10...

Date: 2010-11-26 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] nadika-d.livejournal.com
Удивительная, светлая Наталья Борисовна. Как же с ней было комфортно и интересно работать. И учиться, вдохновляться её отношением к работе. Нет, не работе, это слово ей не подходит. Скорее миссия, единство души и разума создали эти шедевры. Тонко, терпеливо, благородно. Её можно было встретить в метро, нагруженную тюками с тканями, аксессуарами. И на вопрос, как же Вы, зачем так одна. Никогда не просила себе привилегий. Работала костюмером с Наташей на фильме "Цирк приехал". Представьте себе одеть публику цирка 20-х годов, или толпу встречающую въезжающий в город цирк шапито. Одеть досконально каждого человека в массовке. И мы поначалу пытались "облегчить" ей работу: - ну никто же не увидит именно этот поясок в толпе... А потом приходит озарение, что именно эти детали, пусть не на главных героях, создают атмосферу, визуальный образ данной сцены, где важно всё.Это создает дыхание, аромат фильма в целом.
Люблю Вас Наталья Борисовна, очень скучаю.


Date: 2010-11-26 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Да, Надечка, всё так...
А зрители даже не знают, как это дается. И что не только в костюмах дело. Сегодня на съемке своими глазами видела, как ТАК выставляется свет, что гробятся костюмы - исчезает цвет, фактура. И за все это художник по костюмам тоже несет ответственность, зрителю в титрах не напишешь, а плохие всегда мы...
А Наташа была перфекционистом, каких мало. И переживала ужасно за свою работу. Все ей казалось, что несовершенно, что можно было лучше. Все причитала "Почему у нас не получается такой красоты, как в "Опасных связях"?" На что я ей отвечала: "Чтобы получился такой единый эффект, нужно, чтобы все работали вместе - оператор, режиссер, художники. А у нас - каждый за себя и нет до других дела. Оттого кажется, что несовершенно"...
Светлая ей память.

Date: 2010-11-26 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mari sokol (from livejournal.com)
спасибо за историю!!!
бальзам на душу, особенно про "убогих «Бедных Насть»"
По больше б таких, как Наталья Борисовна

Date: 2010-11-26 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Рада, что Вы меня поддержали. Потому что, Наталья Борисовна - это уровень. У нее было и несколько "Ник", и даже "Эмми". И дело даже не в наградах. Вы даже себе не представляете, сколько всего надо знать для кино! Военный, крестьянский, светский костюм. Одеть каждого, нигде не сфальшивить. Отфактурить (состарить) новые костюмы и аксессуары - дескать их уж лет 10 носят. Знать по какому поводу что надевали. Плюс решить художественные задачи - сделать костюм темным, если герою грустно и ярким - если весело. А все ждут только музейной реконструкции, что в корне неправильно! Сколько Наташа "получила" за гульфики на брюках в этой же "Графине"! Дескать, кому это надо? Зачем было их делать?
А "Бедная Настя" среди художников по костюмам имя нарицательное, хулительное, означающее кошмарно непрофессиональный уровень.

Date: 2010-11-26 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] diviola.livejournal.com
Я много слышала о Наталье Борисовне, но только сейчас, прочитав пост, увидела, насколько неординарным и профессиональным она была художником! Очень важно писать о людях, об их работе, оставлять память в сердцах людей и показывать пример, достойный подражания. Сейчас таких примеров очень мало.
Абсолютно согласна с "последним хорошо и правильно одетым сериалом", вышивка blackwork меня просто сразила.
Надо пересмотреть фильм.
Спасибо!

Date: 2010-11-26 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Не поверите, пока писала, сама подумала: а не скачать ли и пересмотреть? Увлеклась:-) Меня тоже поразила эта вышивка! Помню, что вышивки было много, особенно на воротничках. А уже когда стала собирать материал поразилась: ничего себе Наталья Борисовна дает! Ведь и без вышивки все бы "съели", но она настырно несла в фильм всю достоверность о которой узнавала. За что, кстати, многие ее ругали - за избыточность. Дескать, сейчас другая эстетика, нужно делать кутюр, как во французской "Королеве Марго", а не воссоздавать подлинность...
Но для меня она образец настоящего Художника безо всякой халтуры. Я ее люблю и помню. Первое время не могла привыкнуть, что ее нет с нами. Видела книгу "Костюм Медичи" во Флоренции и думала: надо купить Наталье Борисовне. И странно было вспоминать, что ее уже нет...

Date: 2010-12-04 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Сразу видно, талантливый человек.

Мастер своего дела.

Date: 2010-12-04 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Спасибо. Так жалею, что не записывала наши разговоры, ее рассказы... Живет такой человек рядом и ты думаешь, что так будет всегда

Date: 2010-12-04 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Может тогда записать сейчас, что помнится, а то память такая коварная штука :о(

Date: 2010-12-21 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] helen-leo.livejournal.com
Как же неправильно устроен мир... теперь когда есть всё для создания образов и не надо ломать голову, над тем из чего всё придуманное и нужное создать, очень-очень многое делается совершенно спустя рукава... может потому и нет хороших исторических фильмов.
И замечательный рассказ о человеке, о грамотном Художнике!

Date: 2010-12-21 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Спасибо! Да, но теперь и кино снимают ужас как: не дают времени на подготовку, все в спешке, актеров меняют на ходу... Наталья Борисовна рассказывала, как это происходило раньше - все было совсем не так. И опять же, бюджет. Сейчас продюсеры считают, что костюмное кино можно снять и за 5 копеек, поэтому хорошие художники, которые понимают, что это нереально, отказываются, а люди, до этого не работавшие никогда в кино, соглашаются...
Короче, масса проблем. Наше кино серьезно больно и неизвестно, когда выздоровеет. Извините, что так пессимистично, но это правда :-(

Date: 2010-12-21 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] helen-leo.livejournal.com
Это не пессемизм это открытый взгляд, не прищуриваясь... Так во многом... к большому сожалению.

Date: 2011-05-05 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] irina-tangerin.livejournal.com
После вашего поста скачала сериал и теперь его смотрю. Хочу сказать огромное спасибо, потому что вы сделали просмотр в тысячу раз увлекательнее. Помимо сюжета я сейчас рассматриваю всякие детали и мелочи в костюмах и обстановке. Работа действительно великолепная. Качественный сериал!

Date: 2011-05-05 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Ну уж Наталья Борисовна отдала ему не мало сил и здоровья))) Уходят такие художники, как она, которые за каждую пуговку, соответствующую эпохе, бились. Увы...

Date: 2011-05-18 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] grblzla.livejournal.com
Спасибо вам огромное за ваш журнал. С радостью вас зафрэндила.
После каждого прочитанного поста я сдерживала себя, чтобы не писать вам хвалебные коменты. Но вот, наконец, скромность убежала. И я могу вас в сласть похвалить!!! Да у вас же все прекрасно - начиная от неброского и светлого дизайна журнала заканчивая каждым словом в постах. Про иллюстрации просто не могу без восхищения писать! Ничего лишнего, все сочетается и подобрано стаким вкусом, что если бы вы решили издать свой журнал, у него, как у книги все шансы на успех.
Отдельное спасибо за пост про одежду сериала "Графиня де Монсоро". После просмотра сериала я прочла одноименную книгу Дюма удивившись точности и выверенности сценариной работы. А костюмы!!! Как чудесно, что вы знали костюмера лично. Вы так душевно рассказываете про Наталью Борисовну и про ее работы! Прочла и пост о ее фильмографии. Конечно, грустно. Но количество оставленных ею работ, которые увидели тысячи зрителей должно нас радовать, застваляя чуть-чуть улыбнуться.
Еще пару слов о том, как я вас нашла. Я готовлюсь сейчас к госэкзамену по драматургии кино и один из вопросов был о кинообразе. Не мудрствуя лукаво я набрала в поисковике "образ кино". Ваш журнал был первым в списке предлагаемых ссылок. Вот уже целый день вместо учебы, благо время еще есть, читаю ваш журнал и, пошатываясь, хожу под впечатлением. :)
Еще раз спасибо!

Date: 2011-05-19 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] akostra.livejournal.com
Спасибо огромное, за такой прекрасный и интересный пост! И сериалы люблю, и вообще ту эпоху. Юыло безумно инетерсно узнать КТО создал костюмы и КАК, собсно, они создавались.

Date: 2011-05-31 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Я рада, что Вам понравилось! Информации про наших художников очень мало, а вот про голливудских - сколько угодно. Это грустно, ведь мы все выросли на этих российских фильмах, а что мы знаем про людей, которые их создавали? Ничего...

Date: 2011-05-24 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] aleonart.livejournal.com
Восхищена! Как прекрасно вы подобрали все фотографии и рисунки, с таким вкусом и любовью. Наслаждаюсь вашими постами в блоге. Спасибо за вашу любовь к настоящему Искусству Костюма.

Date: 2011-05-31 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] la-gatta-ciara.livejournal.com
Вам спасибо - за Ваши добрые слова)) Наталья Борисовна была не чужим мне человеком, к тому же, я как художник по костюмам всегда могу оценить уровень другого художника по костюмам - у Наташи он был очень высок. А посты мои - пишу их с удовольствием и от души, поэтому рада, если они Вам нравятся)))

Date: 2011-08-20 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] khmelo.livejournal.com
Здравствуйте!!! спасибо Вам за столь ценный материал!!!! Как можно с вами связаться??? (не в ЖЖ)

Date: 2012-01-22 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] itzpapalotl-tm.livejournal.com
А общее впечатление от костюмов и актеров все равно довольно позорное. Не знаю даже, почему. То ли лица у актеров слишком современные (и крашеная перекисью блондинка - главгероиня). То ли ткани, фактуры и цвета не те. Если в это было вбухано так много денег и усилий - тем обиднее и страннее такой результат.

Date: 2012-02-09 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] bold0-212.livejournal.com
Вы правы когда говорите о том что детали создают общую картинку. Когда смотрела в глубоком детстве Гардемаринов я потом куклам шила такие же платья как видела в кино. Специально пыталась копировать. Все эти панталоны, подьюбники, воротники. Извела много маминого кружева и бус)) Сейчас, глядя на фото из сериала понимаю как много усилий было потрачено. А про Бедню Настю...это действительно смешно, но платья героинь из дешевого полиэстра в полосочку-это же действительно кошмар)) А вот про перигидрольные волосы и наложенный по моде того грим...ну я так поняла это как раз то о чем вы говорили. Несогласованность в целом у съемочной группы. Вчера читала ваш рассказ про кино Алиса в стране чудес. Как там актеры, костюмеры и гримеры вместе продумывают образ до мелочей. Читаю вас взахлеб. Спасибо!

Date: 2012-03-27 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] kiskalt.livejournal.com
Спасибо большое за пост.
Я очень люблю фильм "Графиня де Монсоро". На днях пересматривала. И решила наконец посмотреть и "Королеву Марго" (уже после прочтения Вашего рассказа)... Не знаю, почему, но не верится, что костюмы готовил один человек. Не пошел у меня этот фильм и костюмы кажутся хуже и беднее, чем в "Графине"... В чем дело - не знаю.
Edited Date: 2012-03-27 08:31 am (UTC)

профиль

la_gatta_ciara: (Default)
la_gatta_ciara

August 2015

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
161718 19202122
23242526272829
3031     

популярное

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 20th, 2025 06:04 am
Powered by Dreamwidth Studios